• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Поступаем в ВышкуНовостиИосиф Дзялошинский: «Профессионалов с таким высшим образованием, с таким набором компетенций, которые мы собираемся дать, в отрасли нет»

Иосиф Дзялошинский: «Профессионалов с таким высшим образованием, с таким набором компетенций, которые мы собираемся дать, в отрасли нет»

23 июня 2015 года в Высшей школе экономики состоялась экспертная дискуссия с участием руководителей ведущих российских медиахолдингов, посвященная будущему профессий журналиста и медиаменеджера в России. Ключевым моментом для обсуждения стала презентация новой образовательной программы бакалавриата «Медиакоммуникации», которая открывается в этом году — как раз сейчас идет первый набор. Мы задали несколько вопросов академическому руководителю ОП «Медиакоммуникации» Иосифу Михайловичу Дзялошинскому.

Иосиф Михайлович, что такое медиакоммуникации?

Термин придумал социолог Никлас Луман, который попытался с помощью этого понятия обозначить особенность современного общения с использованием различных технических устройств, девайсов и гаджетов. С его точки зрения, специфика таких коммуникаций заключается в отсутствии непосредственного взаимодействия между отправителем и получателем. Сфера масс-медиа, по Луману, и является в чистом виде сферой медиакоммуникаций. Однако мы наполнили это понятие несколько иным смыслом. Мы полагаем, что медиакоммуникациями связывают творчество как профессиональный процесс производства продуктов в различных коммуникационных отраслях: не только в СМИ, но и в сфере развлечений, искусства, культуры — с технологическими процессами дистрибуции этих продуктов и доставки их конечному потребителю.

Чем образовательная программа «Медиакоммуникации» отличается от программы «Журналистика»?

Это коренной вопрос. Выпускники нашей программы «Журналистика» имеют хорошую технологическую подготовку — снимают и монтируют видео, фотографируют на что угодно, могут обеспечить передачу контента и вести прямую трансляцию в интернете, но их главная цель — при любых технических новациях — это обеспечение общества достоверной и актуальной информацией. Выпускник программы «Медиакоммуникации» должен решать другие задачи. Программа «Медиакоммуникации» является первой попыткой совместить в равных пропорциях творческое, техническое и управленческое (с экономической составляющей) направления деятельности, ни одно из которых не является доминирующим. Именно такого специалиста —продюсера, умеющего использовать возможности новых технологий и обладающего творческим мышлением, — ждёт современная индустрия. Для примера: мультимедийная выставка «Ван Гог — ожившие полотна», световые шоу, подобные фестивалю «Круг Света», мультимедийные инсталляции в музеях — это как раз дело рук и фантазии специалиста по медиакоммуникациям, хорошо понимающего природу активно развивающейся конвергентной среды, новых технологий и коммуникационных пространств. Такие специалисты востребованы и в СМИ. Если говорить о творческой стороне, то именно они создают длинные мультиплатформенные истории, подобные коммерсантовским «Приразломная жизнь» и «Земля отчуждения».

Чему будут учить студентов?

В первую очередь, программа дает классическое гуманитарное образование — тут родители могут быть спокойны, студентов заставляют много читать, анализировать, и даже ходить в театры. Студенты изучают философию, историю, русский язык, историю и теорию литературы, социологию, психологию. Есть так называемые дисциплины профессионального цикла: экономика, теория массовых коммуникаций, право в медиа, основы драматургии, веб-дизайн. Управленческие навыки формируют такие дисциплины, как общий менеджмент, медиаэкономика, управление проектами, управление в креативных индустриях, управление человеческими ресурсами, медиамаркетинг, а также стратегический менеджмент. До 30% в учебном плане занимают дисциплины по выбору — так студент формирует свою собственную образовательную траекторию. Это могут быть «Дизайн интерфейсов и юзабилити», «Разработка и технологии производства рекламного продукта», «Конфликтология» или «История искусств».

Для студентов, конечно, самым захватывающим является проектный семинар — это дисциплина, которая включает только практические занятия. На первом курсе это основы видео, фотомастерство, основы радио, создание сайтов. На втором курсе — создание мультфильма, мобильных приложений, звукового дизайна какого-то проекта. На третьем — производство документального фильма, трансмультимедиасторителлинг (рассказывание историй на разных платформах с расширением в офф-лайн). На четвертом — производство короткометражного фильма, создание проекта дополненной реальности. Обучение построено по типу от простого к сложному, от небольших штудий к многослойным групповым проектам.

И ещё одна особенность этой программы — ее ориентированность на будущее. И преподаватели, и студенты должны будут постоянно отслеживать тенденции в медиасреде и быть готовыми к тем новациям, которые ещё только намечаются. Мы должны увидеть, спрогнозировать будущее, поймать тренды, которые, возможно, еще слабо проявлены сегодня. Для этого мы работаем с многими исследовательскими организациями, сами проводим различные исследования. Например, участвуем в ежегодном исследовании «Экономика рунета». Но, так или иначе, для нас это все равно вызов, а для студентов — блестящая возможность обрести профессию будущего.

Каково соотношение теории и практики на этой программе? Нам всегда хочется практики побольше.

Задача «практики» в университетском образовании — уменьшить разрыв между теоретическим обучением и тем, что требует рынок и реальная жизнь. Для решения этой задачи мы предприняли несколько шагов.

Во-первых, наши студенты с самого начала будут овладевать практическими навыками, конструировать свои медиа, выстраивать микроредакцию — для этого у них есть два курса «Проектный семинар» и «Организационные коммуникации».

Во-вторых, мы запланировали такой формат обучения, как «проектная работа»: это совместные проекты с различными индустриальными площадками — СМИ, исследовательскими организациями, SMM-агентствами и др. Приведу примеры, чтобы было понятнее. У нас этот формат реализован на программе «Журналистика» под руководством Валерия Выжутовича, преподавателя департамента медиа и известного обозревателя «Российской газеты»: студенты делают ежемесячную вкладку «Новый взгляд» в «РГ». Или, к примеру, творческая группа магистров программы «Медиапроизводство в креативных индустриях» под руководством директора Дирекции креативного планирования Первого канала Елены Афанасьевой снимала вирусную рекламу для промотирования сериала «Оттепель». У нас есть договоренности с рядом ведущих СМИ и других организаций, с которыми мы намерены создать вот такие «песочницы» для студентов, где они будут участвовать в решении реальных задач и делать востребованные проекты. Это и будет «погружение» в индустрию, обретение контактов и первые шаги к «работе мечты». Проектная работа — это еще и возможность для студента составить своё портфолио, что ему тоже пригодится.

В-третьих, это сбалансированный состав преподавателей— университетские профессора плюс практики.

И, наконец, старая добрая традиция — партнерами нашего факультета по организации практики являются более 100 организаций, среди которых все ведущие федеральные СМИ, рекламные агентства, исследовательские организации и такие крупные компании, как MARS, UNILEVER: им тоже нужны производство специфического медиаконтента и управление им. 

Какая квалификация будет присвоена вашим выпускникам?

Выпускники получат диплом академического бакалавра по направлению подготовки «Медиакоммуникации». Профессионалов с таким высшим образованием, с таким набором компетенций, которые мы собираемся дать, в отрасли нет. Спрос на наших выпускников будет большой.

Кем после бакалавриата смогут работать выпускники этой программы?

У них широкий выбор: они могут пойти в СМИ, и будут востребованы на самых разных должностях — от продюсера мультимедийного ньюсрума, руководителя отдела спецпроектов до редактора сообществ. Они могут реализовать себя в культурной индустрии (студии звукозаписи; продюсерские агентства в сфере кино, шоу-бизнеса, телепроизводства; компании, производящие аудиовизуальный контент). Их с радостью примут в индустрии интерактивного контента (мультимедийные студии; интернет-порталы; фирмы по производству компьютерных игр, анимации и программных продуктов, мобильных приложений). Наши выпускники будут востребованы в книгоиздательском бизнесе (издатели книг на цифровых платформах). Они могут пойти и в смежные сферы (пресс-службы, рекламные и PR-агентства, агентства социального маркетинга). Они будут востребованы в торговой отрасли, например, в электронной торговле, так как — повторю ещё раз — везде, абсолютно везде, сегодня требуются производство медиаконтента, управление им и распространение. 

Текст и фото: Наталья Рыхлик,
4 курс образовательной программы «Журналистика»